ЗАМЕШАТЕЛЬСТВО.
«Федерация подводного плавания в замешательстве: то ли объявлять о новом рекорде, то ли водолазов вызывать.»
ЗАМЕШАТЕЛЬСТВО – это разрыв ощущения реальности и связи с нормальным состоянием бодрствования. Замешательство способствует разрушению привычных шаблонов мышления и поведения и возникновению новых, то есть способствует изменению.
Состояние замешательства приводит к тому, что человек готов сделать хоть что-нибудь не критично, чтобы выйти из этого субъективно неприятного состояния. Стремясь выйти из состояния замешательства, человек пытается наделить смыслом то, что произошло. В этот момент он готов принять внушение, подходящее под текущий контекст. Если же внушение не будет предложено, то объяснение ситуации может прийти изнутри, не всегда адекватное, но как результат осмысления человеком ситуации.
В коммуникации состояние замешательства используется, как подготовка к внушению или как способ ослабить сознательный контроль человека.
Замешательства тоже относятся к составным внушениям, потому что первая часть их вызывает замешательство, а вторая предлагает внушение.
ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ЗАМЕШАТЕЛЬСТВА:
1. Есть личностное взаимодействие.
2. Внезапно и необъяснимо вводится ирралевантная идея сама по себе понятная, но не связанная с ситуацией.
3. Сталкиваются понятная ситуация с готовым паттерном реагирования и ирралевантная, но сама по себе понятная непоследовательность, лишающая любого способа реагирования.
4. Следует создать ситуацию подразумевающую определённую реакцию, но прежде чем они могут реализоваться в ситуацию вводят непоследовательность, что тормозит естественную реакцию человека. В результате возникает состояние замешательства, которое ведёт к потребности сделать хоть что-нибудь некритично.
Милтон Эриксон и его ученик Эрнст Росси обсуждали замешательство так: «Росси: Вы говорили, что почти во всех ваших техниках «НАВЕДЕНИЕ ЗАМЕШАТЕЛЬСТВА» - это то, что разрывает их ощущение реальности. Оно разрывает их связь с нормальным состоянием бодрствования? Эриксон: Да, ведь обычно знаешь, что к чему, о себе и о другом человеке. Когда вы в замешательстве, то внезапно начинаете беспокоиться, кто вы такой, и другой человек начинает исчезать.
Росси: Это замешательство составляет основу многих ваших невербальных пантомимических техник? Эриксон: Совершенно верно. Росси: На этом основана ваша манера смотреть сквозь субъекта. Это всё способы вывести субъекта из равновесия, способы заставить его усомниться в себе. Эриксон: Они начинают удивляться, но не знают, чему они удивляются, - это очень запутывает!
Росси: Можем ли мы сказать в итоге, что основой хорошего гипнотического наведения является замешательство? Эриксон: Замешательство по поводу окружающей реальности, которая в обыденной жизни всегда ясна. Если она становится неясной, они хотят, чтобы она прояснилась в результате того, что им скажут».
Милтон Эриксон рассказывал: «Обычно вы знаете всё, что вам нужно, о себе и о других людях. Когда вы приходите в замешательство, то начинаете задумываться о том, кто вы, а мысли о других стихают».
Ниже более подробно рассмотрим виды замешательств:
1. ШОК.
«Девушка поздно вечером возвращается домой с парнем. Дверь открывают и встречают её волнующиеся отец и мать. Дочь говорит: - Папа, это Витя! Он будет жить с нашей мамой! - Чего?! - Ну, тогда со мной.»
ШОК – это внушение, которое состоит из двух частей: первая часть шокирует, а вторая часть снимает шок.
Шок подвергает опасности очень важные для человека ценности.
«Вы умрёте, (пауза) через много лет, как все умирают. А пока можете обучаться и продолжать жить счастливой жизнью».
«То, что вы от нас скрываете, (пауза) может остаться вашим секретом».
Шок как бы взрывает мозг человека изнутри, потому что подвергает риску очень важную для человека ценность. А с этой ценностью у него связаны множество ассоциативных связей, и все они мгновенно ставятся под сомнение.
ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ШОКА:
«То, что ваша компания скрывает от конкурентов, может остаться вашим секретом, а мы подумаем о том, что подойдёт именно Вам».
2. КОНФУЗИОННЫЙ МЕТОД.
«Австралийский джентльмен всегда, прежде, чем пукнуть самому, предлагает пукнуть даме.»
КОНФУЗИОННЫЙ МЕТОД – это использование конфуза, стыда, табу, запрещённой темы и предложение внушения.
То, что является конфузом для одного человека, для другого может им не быть. Для кого-то конфуз вызовет подробное описание сексуальной сцены, для кого-то вопрос о том, как часто он ходит в туалет, для кого-то что-то другое. Это зависит от норм и правил человека впитанных с годами в привычном для него обществе. От того, что для человека можно обсуждать в приличном обществе, а чего обсуждать нельзя или не прилично.
ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНФУЗИОННОГО МЕТОДА:
Один достаточно известный тренер НЛП, давая интервью надоедавшей женщине, которая задавала не очень комфортные для него вопросы неожиданно спросил её: «Знаете, почему зрелые мужчины предпочитают оральный секс? Потому что гарантировано несколько минут тишины». И он получил некоторое время тишины.
3. УДИВЛЕНИЕ.
«Знаете, какое самое удивительное место у девушки для татуировки? Член.»
УДИВЛЕНИЕ мягче и приятней, чем шок или конфузионный метод. Удивление чаще связано не с чем-то неприятным, а с чем-то неожиданным: нарушением сценария, новые выводы иди информация, желательно, интересная для человека.
Можно предложить известную историю с неожиданным концом. Например: «Однажды пьяный колобок пришёл в лес и изнасиловал зайца, волка, медведя и лису. Так появились Смешарики».
ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УДИВЛЕНИЯ:
Черчилль, выходя нагишом из ванной навстречу ошеломлённому Рузвельту, сказал: «Премьер-министру Британии нечего скрывать от президента Соединенных Штатов».
4. МЕТОД ПУТАНИЦЫ.
«Официант, принесите мне попозже три чашки кофе: одну - сейчас и две сразу.»
МЕТОД ПУТАНИЦЫ использует или прямые внушения вызывающие разнонаправленные и противоречивые реакции, или разные аспекты реальности.
Смысл метода путаницы в том, что человек испытывает острую потребность внести ясность в запутанные обстоятельства. Поэтому предложенное внушение, как нечто ясное, определённое и соответствующее ситуации, принимается с готовностью и действует соответственно.
ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПУТАНИЦЫ:
«Следующая тема будет точно такая же, как предыдущая, но не похожая на неё абсолютно».
«Идите быстрее медленно ко мне. Нет, идите лучше медленнее быстро ко мне».
5. РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ.
«Муравей спросил у сороконожки: «Как тебе удаётся так хорошо ходить всеми сорока ногами одновременно и не запутаться?» Сороконожка задумалась об этом и разучилась ходить.»
РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ – это деавтоматизация непроизвольных (автоматических) процессов человека. Или выведение на сознательный уровень функционально бессознательных процессов.
У человека есть большое количество автоматических процессов функционирования и поведения: дыхание, мигание, сердцебиение, непроизвольные жесты и изменение позы и многое другое. Переключая внимание человека на процессы, которые обычно он делает автоматически, вы фиксируете его внимание, уменьшая ориентацию на окружающую реальность и одновременно депотенциализируя сознание, то есть снижая сознательный контроль.
Помню в одних переговорах женщина буквально перехватила мою инициативу, когда я начал более эмоционально реагировать на её ложные аргументы. Она в этот момент сказала: «Алексей, что это вы так часто дышите? Дышите глубже, спокойней!» На всю жизнь запомнилось ощущение секундной растерянности. В этот момент она могла бы давать внушения.
ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ:
На переговорах можно сказать: «Обычно люди не знают, как меняется их дыхание, когда они заинтересованы». В этот момент человек как бы приоткрывается, ослабляет защиты и можно дать простое и приемлемое в текущем контексте внушение, например: «Конечно, у нас есть то, что вам нужно».
6. РАЗРЫВ ШАБЛОНА.
«- Извините граждане, конечно, не хочется вас беспокоить, но может всё таки постараетесь мне помочь, триста рублей на метро. - Так тут же вокруг лес и всё! - Простите не тот шаблон! Помогите, дайте денег на электричку.»
РАЗРЫВ ШАБЛОНА – это прерывание шаблонных (стереотипных) способов реагирования человека.
У каждого человека большая часть поведения реализуется автоматически, по привычным нам шаблонам. Мужчины здороваются за руку, автоматически протягивая свою руку. Мы автоматически нажимаем на дверную ручку вниз, потому что наш опыт обобщил прошлый опыт и знает, что абсолютное большинство дверных ручек для открытия дверей нужно нажимать вниз. И подходя к очередной двери вы не тратите усилия на мыслительный процесс вроде того: «А как именно я буду взаимодействовать с ручкой, чтобы открыть дверь?» Более того, вы обычно даже не выделяете дверную ручку, потому что у вас есть общая модель поведения. А если кто-то перепутал и установил ручку неправильно и нужно тянуть её вверх для открытия двери, вот тогда и возникает разрыв шаблона (стереотипа). Один раз я столкнулся с такой перевернутой ручкой. Раз двадцать толкал её вниз, чтобы открыть дверь. И мне понадобилось совершить над собой усилие, остановить шаблонное поведение и найти новое, более эффективное в текущей ситуации.
Давайте рассмотрим, какие виды разрывов шаблонов мы используем:
1). СМЫСЛОВЫЕ НЕСУРАЗНОСТИ.
«- Бамбарбия, киргуду. - Что он сказал? - Он говорит: «Если вы откажетесь, они вас зарежут». Шутка. - Шутка. - Шутка. Я согласен. (фильм «Кавказская пленница»)»
СМЫСЛОВЫЕ НЕСУРАЗНОСТИ – это использование неопределённости вербальных (речевых) инструкций, которая подталкивает бессознательный ум человека к принятию на себя ответственности за поведение человека.
На сознательном же уровне, на уровне логики человек может лишь удивляться непонятности и необъяснимости ситуации, и при этом человек отвечает на такую ситуацию на более бессознательном (интуитивном) уровне поведения.
ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СМЫСЛОВОЙ НЕСУРАЗНОСТИ:
Уходя на работу, уже выходя из квартиры, однажды, говорю дочке: «Пиругду». Дочка смотрит на меня пару секунд и отвечает: «Я тебя тоже очень люблю, папа». То есть она не смогла найти на уровне логики ответ в ситуации со смысловой несуразностью и автоматически ответила мне интуитивно, наиболее правильным для неё образом.
2). НЕВЕРБАЛЬНЫЕ И ПАНТОМИМИЧЕСКИЕ НЕСУРАЗНОСТИ.
«- Фима, шо вы мне всё подмигиваете? - Сара, это нервный тик. - Ах, вы обманщик и негодяй, я уже настроилась!»
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ И ПАНТОМИМИЧЕСКИЕ НЕСУРАЗНОСТИ – это использование неопределённости невербального языка в коммуникации (жестов, позы, мимики), которая подталкивает бессознательный ум человека к принятию на себя ответственности за его поведение.
Иногда, мы используем невербалику таким образом, что наше невербальное сообщение противоречит тому, что мы говорим, то есть сообщаем человеку вербально. Это делается в основном для депотенциализации сознания, то есть снижения сознательного контроля человека. Но, иногда, мы даем противоречивые сообщения на вербальном и невербальном уровне, предлагая его бессознательному человеку сделать выбор и начать реагировать на то сообщение, которое ему больше подходит.
ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕВЕРБАЛЬНОЙ И ПАНТОМИМИЧЕСКОЙ НЕСУРАЗНОСТИ:
Эриксон любил смотреть как бы сквозь человека, или за его плечо, или раскачиваться сидя на стуле, или медленно несколько раз кивать и сразу после этого отрицательно качать головой. Это с одной стороны вызывало замешательство человека, снижая его сознательный контроль, а с другой стороны подчёркивало важность невербального языка для коммуникации, как языка, который очень часто использует наше бессознательное.
3). ИНТОНАЦИОННЫЕ НЕСУРАЗНОСТИ.
«Если ты хочешь понять смысл, слушай слова, а, если ты хочешь понять суть, слушай звук.»
ИНТОНАЦИОННЫЕ НЕСУРАЗНОСТИ – это использование несоответствия интонации и смысла предложений и слов говорящего. Интонационные характеристики реже оцениваются сознательным умом человека. Чаще мы реагируем на изменение интонации или несоответствие интонации и ситуации бессознательным образом.
ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ НЕСУРАЗНОСТИ:
«Я очень уверенный в себе человек (произносится с неуверенной интонацией)». «Я жёсткий переговорщик (произносится с очень мягким голосом)».
4). НАРУШЕНИЕ СИНТАКСИСА.
«Больше всего я люблю есть семью и не пользоваться запятыми.»
НАРУШЕНИЕ СИНТАКСИСА – это использование несоответствия или отсутствия пауз или знаков пунктуации между словами, фразами или предложениями.
Последнее слово или словосочетание в предложении может начинать следующее предложение. При этом кажущая логичность в ваших предложениях остаётся, только из-за необычности такой вербальной коммуникации она начинает фиксировать внимание человека и снижать активность его привычных способов функционирования.
Один очень известный бизнес-тренер и психотерапевт в ответах на письма по электронной почте часто не ставит запятых и точек. Это вызывает немного странноватое ощущение сравнимое с удивлением. Я даже написал ему в ответ, что запятые, вообще, нужно запретить, потому что они мысль останавливают.
ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРУШЕНИЯ СИНТАКСИСА:
«Мне нравятся уверенные в себе люди говорят более спокойно чувствуешь себя в атмосфере доверия общаться всегда комфортней». Какие слова заканчивают одно предложение и одновременно начинают следующее?
5). ПАРАДОКСЫ.
«Два друга обсуждают третьего: - Толя не врёт. Толя, ты хоть раз врал? – Да, вру иногда. - Вот, видишь: не врёт!»
ПАРАДОКСЫ – это противоречия, которые возникают, когда два взаимоисключающих (противоречащих) утверждения оказываются в равной мере доказуемыми.
«Открытость может проявляться даже в закрытости. Потому что, когда вы закрыты для чего-то одного, это означает, что вы открыты для чего-то другого».
«Иногда люди, стремятся делать меньше ошибок, обучаясь чему то новому. Но парадокс заключается в том, что мы учимся на своих ошибках. И только совершив их в нужном количестве, мы становимся профессионалами».
«Иногда проиграть сейчас - значит выиграть в долгосрочной перспективе. Да, иногда выиграть значит проиграть».
«Вы такая красивая. И это очень не красиво с вашей стороны. Потому что не красиво быть такой красивой, когда вокруг есть не красивые люди. Поэтому ваша красота не красива».
«Человек часто хочет для себя лучшего, но так, чтобы ничего не менялось».
ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАРАДОКСА:
Иногда я в процессе переговоров говорю: «Конечно, я хочу выиграть. И выиграть я могу только, когда выиграете вы. И значит, когда выиграете Вы, выиграем мы вместе».
6). ТОРМОЖЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ.
«Попробуйте открыть рот и произнести букву «П».»
ТОРМОЖЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ – это торможение движений, жестов человека.
Способствуя торможению движений человека, мы способствуем возникновению у него ТРАНСА И ЗОНЫ РАППОРТА. Потому что ЗОНА РАППОРТА возникает на второй стадии гипнотического транса, одновременно с проявлениями лёгкой каталепсии и торможением второй сигнальной системы
Именно контекст ваших ситуаций позволяет определить способы торможения двигательных проявлений человека. В переговорах, например вы можете протянуть бланк договора человеку и, когда он возьмет его, не отпускать несколько секунд, как бы подвешивая его руку, и в этот момент можно будет давать простое и приемлемое внушение.
ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОРМОЖЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ:
Цыганки для торможения двигательных проявлений используют гадание по руке. Они тогда не только тормозят двигательные проявления человека, но и фиксируют внимание в визуальной, аудиальной, и кинестетический модальности.
7). ПРЕРЫВАНИЕ КЛЮЧЕЙ ДОСТУПА.
«Потерял ключи вон там, а ищу здесь. Почему? Потому что здесь светлее.»
ПРЕРЫВАНИЕ КЛЮЧЕЙ ДОСТУПА – это фиксация или прерывание движений глаз при мыслительных процессах. То есть вам нужно предложить человеку что-то на чем он может зафиксировать свой взгляд на какое-то время. Это способствует замедлению сознательных мыслительных процессов. Для этого в переговорной или кабинете может висеть красивая или странная картина.
ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕРЫВАНИЯ КЛЮЧЕЙ ДОСТУПА:
В переговорной на столах мы ставили большие игрушки в виде фигур животных. Взгляды посетителей буквально фиксировались на них. Часто они даже брали их в руки и погружались в детские воспоминания.
7. ПЕРЕГРУЗКА.
«Сильная ласточка запуталась в бороде Анатолия Вассермана. Если вы видите низкопролетающего Анатолия, то это к дождю.»
ПЕРЕГРУЗКА – это способы коммуникации, которые перегружают сознательное восприятие информации человеком, делая невозможным анализ реальности, исходя из привычных правил и способов функционирования человека.
Перегрузка существует в двух основных формах: перегрузки повторением и сенсорной перегрузки.
Давайте рассмотрим, эти виды перегрузки:
1). ПЕРЕГРУЗКА ПОВТОРЕНИЕМ.
«Фильм был настолько скучный, что в кинотеатре целовались даже незнакомые люди.»
ПЕРЕГРУЗКА ПОВТОРЕНИЕМ – это коммуникация, направленная на вызов скуки.
Человек не любит сохранять внимание на скучных темах, или на том что ему долго и не интересно рассказывают, поэтому постепенно ему становится скучно и он погружается в себя. Когда скучно и долго что-нибудь говорят, то погружаясь в себя человек как-бы уходит от внешней скучной реальности. И уходя от внешней реальности, люди меньше обращают внимание на то, что им долго и скучно рассказывают и постепенно погружаются в собственные воспоминания или переживания. Потому что скучные рассказы не способствуют заинтересованности, и значит человек может спокойно сосредоточится на собственной внутренней реальности.
А одно из определений транса – это внутренний фокус внимания.
ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРЕГРУЗКИ ПОВТОРЕНИЕМ:
«У каждого бывали действительно скучные лекции или уроки, когда ты думал о чём-то своём, и, может быть, даже зевал, хотя бы мысленно».
2). СЕНСОРНАЯ ПЕРЕГРУЗКА.
«Большой начальник видит, что у него стройка срывается Он приезжает на стройку и видит выкопанную траншею и бегающего вдоль неё туда сюда человека с пустой тачкой. Начальник спрашивает: - Ты чего бегаешь с пустой тачкой?
- Вы не представляете: такая запара - грузить не успеваем.»
СЕНСОРНАЯ ПЕРЕГРУЗКА - это коммуникация, направленная на перегрузку сознательного ума информацией, чтобы её было трудно воспринимать, обрабатывать.
СЕНСОРНАЯ ПЕРЕГРУЗКА существует в пяти основных видах.
Опишем их подробней.
А). ВИЗУАЛЬНАЯ, АУДИАЛЬНАЯ, КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ ПЕРЕГРУЗКА.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Но лучше один раз пощупать, чем сто раз увидеть.»
ВИЗУАЛЬНАЯ, АУДИАЛЬНАЯ, КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ ПЕРЕГРУЗКА – это коммуникация направленная на то, чтобы перегрузить визуальный, аудиальный и кинестетический каналы восприятия человека.
ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕНСОРНОЙ ПЕРЕГРУЗКИ:
Цыганки перегружают человека сразу в нескольких направлениях: кинестетически (касаясь человека или руки во время гадания), аудиально (часто говорят одновременно с разных сторон), визуально (яркая одежда, блестящие украшения).
Б). КОГНИТИВНАЯ ПЕРЕГРУЗКА.
«С ощущением прекращения ощущаемого прекращения ощущения не удержать. Когда сознание осознаваемого пусто, пустота сознания предельно полна. («Путь мастера цигун»)»
КОГНИТИВНАЯ ПЕРЕГРУЗКА – это перегрузка умственных усилий количественно или качественно.
ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОГНИТИВНОЙ ПЕРЕГРУЗКИ:
Загадка: «Вася и Миша поспорили, что Вася проиграет, как вы думаете кто выиграл, учитывая то, что Вася проиграл?» Это качественная перегрузка, потому что для нахождения решения задачи не хватает изначально данных. Но не все это замечают.
В). ДЕЗОРИЕНТАЦИЯ ВО ВРЕМЕНИ.
«Сегодня ровно год, как я иду завтра на фитнес.»
ДЕЗОРИЕНТАЦИЯ ВО ВРЕМЕНИ – это дезориентация человека в прошлом, настоящем и будущем времени. Мы начинаем приравнивать текущие события с событиями в прошлом и событиями в будущем. Или приравниваем события в прошлом к событиям в будущем. Или наоборот.
Мы устраняем текущую реальность, перемещая человека во времени назад или вперёд.
ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕЗОРИЕНТАЦИИ ВО ВРЕМЕНИ:
«Настоящее - это в какой-то мере прошлое, потому что мы в настоящем опираемся на то, что было в прошлом. И настоящее - это в какой-то мере будущее, потому что в настоящем происходит то, что станет фундаментом нашего будущего. И тогда прошлое - это и есть наше будущее. И что такое есть в нашем будущем, что уже было в нашем настоящем, и будет основой нашего прошлого?»
«Наша встреча может быть похожа на встречу, которая была ранее. Может быть вчера или неделю назад, или даже раньше. И при этом, она может быть похожа на встречи в будущем: через месяц или позже. Потому что будущее иногда может быть похоже на прошлое, так как соединено мостиком настоящего, иногда очень коротким».
Г). ДЕЗОРИЕНТАЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ.
«Загадка: Чтобы спереди погладить, нужно сзади полизать. Ответ: марка.»
ДЕЗОРИЕНТАЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ использует сдвиг внешней и внутренней систем координат человека.
ДЕЗОРИЕНТАЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ бывает двух подвидов:
а). СДВИГ ВНЕШНЕЙ СИСТЕМЫ КООРДИНАТ.
«Нумерация вагонов начинается с середины поезда. Середина поезда начинается со второго вагона, если считать с головы поезда. Второй вагон находится между первым и десятым и обозначен цифрой четыре. Голова поезда обозначена носиком, ротиком и глазиком.»
ПРИ СДВИГЕ ВНЕШНЕЙ СИСТЕМЫ КООРДИНАТ для дезориентации используются реальные окружающие предметы, поочерёдно направляя на них внимание человека.
ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СДВИГА ВНЕШНЕЙ СИСТЕМЫ КООРДИНАТ:
Когда мы находимся в одном помещении, я могу сказать: «Я здесь и вы здесь, и, значит, мы вместе. Я мысленно сейчас на Вашем месте, и думаю как Вы. Значит и Вы можете быть на моём месте и думать, как я. И сейчас, когда мы поменялись местами, мы можем лучше понимать друг друга».
б). СДВИГ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ КООРДИНАТ.
«Каким должен быть горшок в малогабаритной квартире? Таким же, как обычно, только ручками вовнутрь.»
ПРИ СДВИГЕ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ КООРДИНАТ для дезориентации внимание человека поочерёдно направляется на воображаемые объекты.
Мысленно перемещаясь в пространстве вместе с человеком мы путаем слова и характеристики обозначающие движение вперед и назад, вверх и вниз, характеристики юга и севера, предметов соответствующих определенному контексту.
ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СДВИГА ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ КООРДИНАТ:
«Когда идёшь к своей цели назад, то приближаешься, увеличивая расстояние от неё и отдаляясь вперёд. И по мере приближения она становится мельче, ты видишь её всё меньше. Но стоит отойти от неё очень близко и она снова становится средней».
Д). АНТОНИМЫ.
«В Москве зарегистрирован двухмиллионный незарегистрированный приезжий и это только из зарегистрированных незарегистрированных.»
АНТОНИМЫ перемешиваются так, чтобы полностью запутать в них человека. Пара может быть любой: «да - нет», «сладкий - горький», «помнить - забывать».
ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АНТОНИМОВ:
Милтон Эриксон использовал пару «знать - не знать»: «Есть что-то, что вы знаете, но вы не знаете, что вы это знаете. Как только вы узнаете, что это такое - то, что вы знаете, но не знаете, что вы это знаете, ваша проблема исчезнет».
8. ПЕРЕНОС КАЧЕСТВ ОДНОГО ОБЪЕКТА НА ДРУГОЙ.
«Это вы матом ругались? Нет? Значит музыкой навеяло!»
ПЕРЕНОС КАЧЕСТВ ОДНОГО ОБЪЕКТА НА ДРУГОЙ – это использование характеристик одного объекта по отношению к другому.
«Я хочу предложить вам сесть за этот стул на этот стол. И приятней есть суп вилкой, чем ничего ложкой».
ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРЕНОСА КАЧЕСТВ ОДНОГО ОБЪЕКТА НА ДРУГОЙ:
«Нынче некоторые девушки хотят быть сильными, а юноши изысканными. Иногда встречаешь чувственного юношу и кажется, что перед вами девушка. А сильная девушка может оказаться слабым мужчиной».
9. СИНЕСТЕЗИИ.
«На кухне я готовлю завтрак. Как пахнут кофе и халва! А может быть, имеют запах и наши чувства, и слова? (Отец Тихон, Оптина Пустынь)»
СИНЕСТЕЗИИ - это смешение или наложение восприятия органами чувств.
Люди творческих профессий могут иметь синестезии. Например некоторые художники слышать цвет, а музыканты могут видеть звуки.
«Дождливая осень, маленький аэропорт на севере России, к самолёту через поле идут пассажиры по сумасшедшей грязи и лужам. Один из них в новых туфлях и костюме улыбаясь говорит: «Да, друзья, всё это, конечно, не Вивальди!»
ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИНЕСТЕЗИИ:
«Ваша интонация ощущается, как поддержка, и эти ощущения рассматриваются мной, как возможность договориться в будущем».